Что включает в себя понятие позиция педагога
Педагогическая позиция — это не просто набор правил или инструкций, а сложная и глубокая концепция, которая лежит в основе успешной педагогической деятельности. Она определяет, как учитель взаимодействует с учениками, коллегами, родителями, и как он строит свою педагогическую деятельность. Понять суть педагогической позиции значит заглянуть в самую сердцевину профессии учителя, разобраться в его мотивации, ценностях и целях.
## Что такое педагогическая позиция?Педагогическая позиция — это не просто набор правил или инструкций, а сложная и глубокая концепция, которая лежит в основе успешной педагогической деятельности. Она определяет, как учитель взаимодействует с учениками, коллегами, родителями, и как он строит свою педагогическую деятельность. Понять суть педагогической позиции значит заглянуть в самую сердцевину профессии учителя, разобраться в его мотивации, ценностях и целях.
## Определение педагогической позиции:Педагогическая позиция — это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений учителя к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Она является источником активности учителя, определяющим его действия и выбор.
## Ключевые элементы педагогической позиции:- Интеллектуальные отношения: Включают в себя знания, представления, убеждения учителя о педагогическом процессе, о роли учителя в обществе, о целях и задачах образования.
- Волевые отношения: Это способность учителя принимать решения, преодолевать трудности, проявлять настойчивость и инициативу в своей работе.
- Эмоционально-оценочные отношения: Это отношение учителя к ученикам, к своей работе, к коллегам, к результатам своей деятельности.
Профессиональная педагогическая позиция — это устойчивая система отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющая его поведение.
## Как выражается педагогическая позиция?Педагогическая позиция проявляется во всех аспектах педагогической деятельности:
- Ценностное отношение к миру: Она отражает систему ценностей учителя, его мировоззрение, его отношение к жизни, к семье, к обществу.
- Выбор линий поведения: Она определяет, как учитель выбирает свои действия в школе, в обществе, как он взаимодействует с учениками, родителями, коллегами.
- Способы организации взаимодействия: Она определяет, как учитель строит свою работу, как он планирует уроки, как он организует групповую работу, как он оценивает учеников.
Задача учителя — создавать позитивные условия для образовательного процесса, воспитывать гармонично развитую личность. Это невозможно без тесного сотрудничества школы и семьи.
## Взаимосвязь педагогической позиции и успеха в педагогической деятельности:Педагогическая позиция определяет стиль профессионального поведения учителя, набор используемых методов, и является основой успеха или неудачи в педагогической деятельности.
## Система смыслов как основа педагогической позиции:Основой педагогической позиции является система смыслов, то есть видение результата педагогической деятельности.
## Развитие педагогического потенциала:Развитие педагогического потенциала — главная задача современного учителя.
## Основные понятия педагогики:Основными понятиями педагогики являются:
- Воспитание: Сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, взаимодействие с ней, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели).
- Обучение: Процесс передачи знаний, умений и навыков.
- Образование: Процесс получения знаний, умений и навыков, а также формирование личности.
- Развитие: Процесс изменения и совершенствования личности.
- Самосовершенствование: Процесс саморазвития, направленный на повышение профессионального мастерства.
Содержание педагогической деятельности включает в себя:
- Обучение: Передача знаний, умений и навыков.
- Воспитание: Формирование личности, ее нравственных, этических, духовных качеств.
- Образование: Получение знаний, умений и навыков, а также формирование личности.
- Развитие: Изменение и совершенствование личности.
Цель педагогической деятельности определяет содержание обучения, воспитания, образования.
## Заключение:Педагогическая позиция — это фундамент, на котором строится вся педагогическая деятельность. Она определяет стиль работы учителя, его отношение к ученикам, к коллегам, к родителям, к своей профессии. Понимание сути педагогической позиции помогает учителю стать более эффективным, более уверенным в себе и более счастливым в своей профессии.
## Советы по формированию педагогической позиции:- Постоянно развивайтесь: Читайте книги, посещайте конференции, общайтесь с коллегами, будьте в курсе новейших методов преподавания.
- Анализируйте свою работу: Оценивайте свои успехи и неудачи, ищите причины своих действий, извлекайте уроки.
- Развивайте свою эмпатию: Старайтесь понять учеников, почувствовать их эмоции, их нужды.
- Будьте открыты для нововведений: Не бойтесь пробовать новые методы преподавания, новые технологии.
- Верьте в себя: У вас есть все необходимые качества, чтобы стать успешным учителем.
- Что делать, если у меня нет ясной педагогической позиции? Не отчаивайтесь! Это нормально, что педагогическая позиция формируется постепенно. Начинайте с определения своих ценностей, своих целей, своего отношения к детям.
- Как понять, что моя педагогическая позиция эффективна? Обратите внимание на то, как ученики отзываются о вас, как они учатся, как они относятся к вам.
- Можно ли изменить свою педагогическую позицию? Да, конечно! Педагогическая позиция — это не что-то неизменное. Она может меняться в зависимости от опыта, от новых знаний, от изменения контекста.